Почему мы делаем ЭТО?
В связи с событиями в Новосибирске все больше людей задает вопрос - зачем вы собираете черепа, кости, перья, крылья и другие части животных?
Прежде, чем ответить на этот вопрос - давайте немного разберемся с терминологией - в этом посте, равно как и во всех прочих постах группы словом "животные" я обозначаю именно те живые организмы, что согласно наиболее распространенной классификации относятся к царству "животные", то есть не только млекопитающие (они же звери), но и птицы, рыбы, пресмыкающиеся, амфибии и др.
Так кто, зачем и почему собирает все это?
Проще всего ответить на вопрос Зачем.
В первую очередь затем, чтобы изучать анатомию, физиологию и морфологию животных. Проще говоря их внутреннее и внешнее устройство. Причем любое изучение животных, даже если речь идет о поведении так или иначе затрагивает их внешнее и внутреннее строение.
А вот на вопрос Кто ответ будет более долгим.
1. Ветеринары. Ветеринар, так же, как и человеческий врач, обязан знать внешнее и внутреннее строение животного, его взаимосвязь, равно как и все процессы, протекающие внутри тела животного, будь то процесс переваривания пищи или протекание беременности. О каком остеосинтезе может идти речь, если ветеринар даже не будет знать как эта кость должна выглядеть в целом виде? Как будет проводить операцию, если не будет знать где можно делать разрез, как выглядит какой орган?
2. Зоологи, орнитологи, герпетологи и прочие специалисты естественно-научных специальностей, изучающие разные классы животных, а так же натуралисты.
Как уже писалось выше - нельзя изучать животное по частям. Его анатомическое устройство находится в прямой взаимосвязи с внешним видом, поведением, пищевыми предпочтениями. Например, на основе черепа, как наиболее информативной части скелета животного, можно установить чем преимущественно питается животное - по зубам, челюстям, местам крепления жевательных мышц.
В полевой работе по костям, перьям, клочьям шерсти специалист может определить чем питаются местные хищники и что за виды встречаются в данной местности в данный момент.
Или вот пример с поведением. Бывает так, что ученые обнаруживают черепа и кости зверей, имеющие следы ранений, не совместимые с жизнью в дикой природе. В теории. Но на практике присутствуют следы регенерации. То есть животное выжило после полученных ран и прожило какое-то время. Подобные факты являются одним из доказательств взаимопомощи у животных. То есть собратья по стае кормили раненного товарища, пока он не мог охотиться.
3. Художники. Без тщательного изучения анатомии невозможно сколько нибудь грамотное и убедительное изображение человека или животного. Конечно, если речь идет о реализме.
Самой существенной частью тела животного является его скелет, подвижный каркас, определяющий основные формы тела животного. Конструкция его закономерна и обуславливает все разнообразие поз и движений. На этот каркас крепятся мышцы. Знать основные группы мышц, их расположение, крепление, форму не менее важно, чем кости. Отдельного внимание заслуживает шерсть - она не растет как попало, а тоже имеет определенную систему, плюс направление роста шерсти меняется. И, наконец, оперение птиц. Сложный комплекс, определяющий форму и силуэт живой птицы. Необходимо понимать этот комплекс, систему перьев образующих крыло и их закономерность. Тоже самое относится и к чешуе рептилий.
Бесспорно, можно взять карандаш и попробовать рисовать сразу с живой натуры. Но не имея представления об устройстве и взаимосвязях, легко запутаться. Или же это будет механическое копирование. Да, результат такого рисования может быть хорошим, но оно не равно знанию системы. А значит не имея возможности копировать, художник не сможет нарисовать животное.
В программе учебных заведений изучению анатомии человека уделяется огромное количество часов. Причем, как теории, так и практики. В качестве наглядных пособий используются в том числе настоящие черепа и скелеты. И это не считая многочисленных гипсов и пластиковых копий. Отдельно стоит отметить рисование обнаженной натуры, только вот у человека, к отличию от животных, нет ни шерсти, ни перьев, ни чешуи. И есть бесконечное количество вспомогательной литературы.
С животными же сложнее. Изданий на русском языке практически нет. Наглядных пособий - тем более. Так что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
А ведь есть художники-анималисты, чьей специализацией является именно рисование животных.
И я как раз являюсь таким художником. Так что проблема отсутствия пособий и атласов мне знакома не по наслышке.
4. Музеи. Здесь экспонируются не только чучела. В выставочных залах демонстрируются так же черепа и скелеты животных. Еще больше их хранится в фондах музеев. Чучела, скелеты, тушки, крылья и хвосты, влажные препараты - все это представляет огромную научную ценность. Все это было когда-то собрано и обработано людьми.
И сейчас музеи выполняют большую просветительскую работу.
Вообще про значимость естественно-научных коллекций в ближайшем времени будет отдельный пост.
5. По-мимо всего прочего используются разные кости, черепа, перья и прочие в декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, в оформлении интерьера и кино-театральных декорациях. Взять ту же холмогорскую резьбу по кости или миниатюрную скульптуру нэцкэ. Различные изделия из костей, рогов, морских раковин хранятся в ведущих музеях мира, например, в Эрмитаже, Оружейной Палате и др, и представляют огромную историческую и культурную ценность. А есть еще роспись, пирография и др.
И Почему.
С музеями все вроде понятно - на то они и музеи, чтобы туда приходить и смотреть.
Еще больше понятно с резчиками по кости и прочими.
А как быть с художниками, ветеринарами и специалистами естественно-научных специальностей?
Почему мы тащим все это домой/в кабинет/мастерскую? Ведь есть же музеи.
Когда ты работаешь с чем-то - тебе важно, чтобы все необходимое было под рукой. И к черепам это тоже относится. Представьте, что будет, если ветеринар, проводя сложнейшую операцию по восстановлению морды собаки после того, как малолетние живодеры кинули ей петарду, будет ездить в музей, чтобы посмотреть на череп собаки. Думаю, не сложно догадаться, что результат такой операции будет плачевным.
Или возьмем художника. Пришло ему в голову нарисовать иллюстрацию, изображающую схватку волка и рыси (не такой уж редкий сюжет в анималистической литературе). Вдохновение так и прет, руки чешутся... Да вот проблема - а как они соотносятся по размеру? А чем рысь отличается в плане анатомии от кошки, а волк - от собаки? Собирается художник, едет через весь в город в музей. В транспорте жарко и душно, пассажиры ссорятся между собой, у кондуктора сломался терминал и по карте он оплату не принимает, а налички нет. Тут еще и музей закрыт. Дождь пошел... тут уже хочется не рисовать, а выпить.
И все это при условии что в городе вообще есть зоологический музей. А чаще всего его нет вовсе.
Ну и самое главное. Нет никакой необходимости убивать животных ради черепов, костей, перьев, крыльев и тд.
Как и мы, животные смертны, порой внезапно и преждевременно.
Мертвое животное можно забрать у ветеринара.
Не редко отдают умерших и волонтеры. Ведь на лечение живых нужны деньги, причем не малые. И больных и раненных животных всегда больше, чем имеется денежных средств.
Охотникам тоже черепа, кости, когти, перья не нужны.
От старости или болезни умирают животные у заводчиков.
Мертвое животное можно просто найти в городе или в дикой природе.
И да. Прежде чем обвинять людей, собирающих перья и кости во всех смертных грехах, задумайтесь. А вы уверены, что эти люди так уж меньше вашего любят животных? А может больше? Ведь не так уж это просто посвятить животным не 2 часа в день, между работой и семьей плюс 5 часов в выходные (и то не факт), а всю жизнь.
На фото:
- процесс работы над иллюстрацией
- экспозиция Дарвиновского музея
- остатки добычи хищных птиц
#collection@arcwolf_art
#skulls_and_bones@arcwolf_art
#черепа #кости #крылья #перья #музеи #зоологическиеколлекции-